Электронный каталог «Ветераны труда организаций и предприятий СССР».
Более 500 значков с описанием, ценами и историей предприятий.
Посмотреть и купить каталог "Ветераны труда"
Отраслевые награды – это награды, учреждаемые высшими или иными государственными органами, применяемые распорядительными актами этих или других государственных органов именем награждающих субъектов в качестве официального признания публичных, как правило, профессиональных достижений в определённой отрасли административно-политической, хозяйственной или социально-культурной деятельности.
В большинстве случаев отраслевые награды учреждаются и применяются государственным органом специальной компетенции (министерством, комитетом и т.п.). Однако этот признак для отраслевых наград необязателен. Вполне допустимо учреждение и применение отраслевых наград высшими органами государственной власти, наделёнными общей компетенцией (высшим должностным лицом, органом законодательной власти или высшим органом исполнительной власти). Таковы, например, звания «Почётный строитель Ивановской области», «Почётный архитектор Ивановской области» и «Почётный работник жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области». Эти звания учреждены постановлением правительства Ивановской области и присваиваются указами губернатора Ивановской области [1].
Впрочем, случаи учреждения отраслевых наград органами законодательной власти в отечественной наградной системе неизвестны. Характер вознаграждаемых заслуг – это сфера достижений награждаемого лица. Для отраслевых наград это достижения в узкой сфере государственной и общественной жизни. Наименование отраслевой награды обычно содержит указание на эту отраслевую сферу. Иногда такое указание дано через наименование органа управления специальной компетенции, учредившего и применяющего отраслевую награду.
Например, Министерство образования и науки Российской Федерации учредило следующие отраслевые награды, именуемые в учредительном акте знаками отличия в сфере образования и науки [2]:
1) медаль К.Д. Ушинского;
2) нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации»;
3) нагрудный знак «Почётный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;
4) нагрудный знак «Почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;
5) нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;
6) нагрудный знак «Почётный работник науки и техники Российской Федерации»;
7) нагрудный знак «Почётный работник сферы молодёжной политики Российской Федерации»;
8) нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;
9) нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
10) Почетную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации;
11) благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
Как правило, достижения, подобающие отраслевым наградам, не просто имеют место в узкой отраслевой сфере, но при этом являются достижениями сугубо профессиональными. Профессионализм как характер заслуги выражается не только в виде деятельности (профессиональной), отмечаемой отраслевой наградой, но и в социальном статусе награждаемого лица.
Награждаемый нередко должен быть работником соответствующей отрасли, причём иногда предъявляются дополни-тельные требования к стажу работы в отрасли и квалификации.
Так, среди перечисленных отраслевых наград в сфере образования и науки большинство является наградами работников образования и науки за профессиональные достижения.
Медаль К.Д. Ушинского – это награда за успешную разработку вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, дидактики и других педагогических наук, совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности, существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы, наглядных пособий и оборудования.
Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» – это награда для работников образовательных учреждений (организаций) высшего и дополнительного профессионального образования, органов управления образованием, работников образовательных учреждений (организаций) других министерств и ведомств, а также работников предприятий, организаций, министерств и ведомств, имеющих стаж работы в системе соответствующего профессионального образования не менее 15 лет, за следующее:
– значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса в свете современных достижений науки, техники и культуры, реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, а также программ соответствующего дополнительного образования и переподготовки специалистов, обеспечении единства обучения и воспитания, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
– внедрение в образовательный процесс форм и методов организации и проведения занятий, контроля знаний и новых технологий, которые обеспечивают развитие самостоя-тельности студентов, индивидуализацию их обучения;
– успехи в практической подготовке студентов, аспирантов и слушателей, руководство научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью обучаемых;
– достижения в исследованиях по актуальным проблемам фундаментальных, поисковых, прикладных наук, в том числе по проблемам образования;
– достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры;
– успехи в разработке учебной литературы и производстве учебных пособий и оборудования;
– заслуги в подготовке и повышении педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров, переподготовке специалистов системы высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования;
– успехи в организации финансово-хозяйственной деятельности, развитии и укреплении материально-технической и экспериментально-производственной базы учреждений (организаций) образования;
– постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).
Аналогичные статутные нормы предусмотрены для других нагрудных знаков «Почётный работник», учреждённых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Лица, не являющиеся научно-педагогическими работниками или работниками органов управления образованием и наукой, могут быть награждены только нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность», Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации и благодарностью Министерства образования и науки Российской Федерации. Причём работники сферы образования и науки тоже могут получить перечисленные отраслевые награды.
Степень заслуг, отмечаемых наградами, определяется уровнем признания этих заслуг. Для отраслевых наград характерно признание профессиональных достижений или иных заслуг в отрасли не только награждающим субъектом и органом управления специ-альной компетенции (нередко оба эти органа совпадают в одном лице), но также профессиональным сообществом данной отрасли. Таким образом, отраслевая награда аккумулирует в себе государственно-общественное признание на отраслевом (профессиональном) уровне. Признак всеобщего признания в данном случае отсутствует, так как его наличие характерно для достижений, подобающих государственным наградам. Поэтому отраслевые награды применяются именем государственного органа, а не именем государства.
Формализация степени заслуг, её отраслевого уровня, признания государственным органом управления специальной компетенции и профессиональным сообществом осуществляется в ходе наградного производства и составляет особенность этого производства для отраслевых наград. Процедура награждения отраслевыми наградами обязательно предусматривает участие профессиональной общественности в оценке заслуг лица, представляемого к награждению. В роли профессиональной общественности в качестве инициаторов награждения или согласительных инстанций выступают коллектив или коллегиальный орган организации, осуществляющей деятельность в соответствующей отрасли, и (или) орган местного самоуправления, государственный орган, а равно их структурные подразделения или коллегиальные органы, наделённые специальной компетенцией в соответствующей сфере.
Ведомственные награды – это награды, учреждаемые и применяемые государственными органами специальной компетенции в качестве официального признания заслуг перед этими государственными органами.
Ведомственные награды учреждаются и применяются государственными органами специальной компетенции. К таковым относятся министерства, службы, агентства, комитеты, комиссии, инспекции и другие органы исполнительной власти, а также иные государственные органы, не входящие в систему трёх ветвей власти (например, Генеральная прокуратура Российской Федерации, избирательные комиссии, контрольно-бюджетные органы). Органами государственной власти общей компетенции ведомственные награды не учреждаются и не применяются, иначе они приобретают признаки наград высших органов государственной власти, которые занимают собственное место в наградной системе, более почётное, чем отраслевые и ведомственные награды.
Среди всех наград государственных органов ведомственные награды наименее значимые. Такой статус ведомственных наград обусловлен, прежде всего, характером и степенью заслуг, влекущих применение ведомственных наград.
Характер заслуг, вознаграждаемых ведомственными наградами, при первом рассмотрении представляется аналогичным характеру отраслевых заслуг. Однако это лишь видимость. Хотя ведомственные заслуги также являются заслугами в узкой сфере, но эта сфера относится исключительно к государственной деятельности и никогда – к общественной. Ведомственные заслуги являются заслугами перед государственным органом специальной компетенции – учредителем награды.
Характер ведомственных заслуг находит выражение в том, что ведомственными наградами поощряются только работники (служащие) соответствующего государственного органа специальной компетенции, работники подчинённых ему организаций, сами эти организации, а также иные лица, непосредственно сотрудничающие с этим ведомством в решении поставленных перед ним задач, то есть граждане и организации, входящие в ведомственную систему. В отличие от ведомственных наград, отраслевыми наградами могут награждаться любые лица, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, независимо от их причастности к государственной деятельности органа отраслевого (межотраслевого, внутриотраслевого) управления. Этим, кстати, и обусловлена возможность награждения отраслевыми наградами за общественную деятельность, в том числе осуществляемую в муниципальных и частных организациях, что исключено в случае с ведомственными наградами.
Интересно, что отраслевые награды не характерны для таких отраслей административно-политической сферы, как оборона, безопасность, юстиция и внутренние дела. Федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции, уполномоченными в указанных отраслях, как правило, учреждаются ведомственные награды.
В немалой степени это обусловлено тем, что деятельность в данных отраслях носит исключительно государственный характер, и такой деятельностью, как правило, нельзя заниматься в частном порядке, минуя ведомственные системы Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.
Степень заслуг для ведомственных наград также имеет отличия от наград отраслевых. Ведомственными наградами отмечаются публичные заслуги, признанные учредителем награды – государственным органом специальной компетенции. Обычно процедура награждения ведомственными наградами является упрощённой, наградное производство нередко осуществляется без какого-либо участия общественности, возбуждается по инициативе руководителей соответствующих организаций и органов управления и требует согласования только с руководством вышестоящих управляющих инстанций, а не с профессиональными коллективами. В ряде случаев коллективы и коллегиальные органы вообще не участвуют в награждении, а процесс прохождения наградных материалов по инстанциям приобретает черты сугубо бюрократической процедуры. Таким образом, признание заслуг на уровне ведомства сопряжено с отсутствием формализованного признания вознаграждаемых заслуг профессиональной общественностью.
К ведомственным наградам относится, например, Почётная грамота Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этой награды в соответствии с положением о ней могут быть удостоены:
- работники центрального аппарата Рособрнадзора, имеющие стаж государственной службы в органах управления образованием не менее трёх лет, за достижение высоких показателей в служебной деятельности, образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, успешное выполнение особо важных и сложных заданий;
- работники федеральных организаций, находящихся в ведении Рособрнадзора, имеющие стаж работы в системе образования не менее пяти лет, за личный вклад и активное участие в решении возложенных на Рособрнадзор задач;
- федеральные организации, находящиеся в ведении Рособрнадзора, за существенный вклад в решении возложенных на Рособрнадзор задач и в связи с праздничными и юбилейными датами [3].
Представление к награждению Почётной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вносится (в зависимости от должности лица, представляемого к награждению) начальником управления Рособрнадзора по согласованию с курирующим заместителем руководителя Рособрнадзора, либо руководителем федеральной организации по со-гласованию с курирующими начальником управления Рособрнадзора и заместителем руководителя Рособрнадзора, либо заместителями руководителя Рособрнадзора. Награждение может быть инициировано единолично руководителем Рособрнадзора.
Итак, различия отраслевых и ведомственных наград выражаются в следующем:
Отраслевые награды | Ведомственные награды | |
Учредитель награды | Высший орган государственной власти или, чаще, государственный орган специальной компетенции | Государственный орган специальной компетенции |
Награждающий субъект | Высший орган государственной власти или, чаще, государственный орган специальной компетенции, причем необязательно учредитель награды | Государственный орган специальной компетенции – учредитель награды |
Награждаемый субъект | Работник данной отрасли или иное лицо, осуществляющее деятельность в отрасли, независимо от ведомственной принадлежности | Работник ведомственной системы или иное лицо, сотрудничающее с ведомственной системой учредителя награды |
Характер заслуг | Достижения (обычно профессиональные) в узкой сфере государственной и общественной жизни | Заслуги в узкой сфере государственной деятельности перед учредителем награды |
Степень заслуг | На уровне отрасли (признание заслуг государственным органом управления специальной компетенции и профессиональным сообществом) | На уровне ведомства (признание заслуг учредителем награды, нередко без участия общественности) |
Инициаторы награждения и согласительные инстанции | Коллектив или коллегиальный орган организации данной отрасли и (или) муниципальные или государственные органы управления, их подразделения или коллегиальные органы специальной компетенции | Руководители организаций и органов управления, нередко без участия коллективов (коллегий) и профессиональной общественности |
Отраслевые и ведомственные награды занимают собственные ниши в наградной системе России сообразно характеру и степени вознаграждаемых заслуг. Ведомственные награды предназначены для поощрения за публичные заслуги наименьшей значимости, выражающиеся в содействии функционированию ведомственной системы, оцененные преимущественно руководством данного ведомства и не получившие общественного признания. Отраслевыми наградами отмечаются публичные достижения, оцененные государ-ственными органами и профессиональными сообществами. Отсутствие любого из указанных видов наград обедняет наградную систему Российской Федерации и перелагает его функции на другие, не предназначенные для этих целей, виды поощрений за заслуги.
Литература
1. Об учреждении ведомственных наград Ивановской области: постановление правительства Ивановской области от 13.07.2006 г. // Собрание законодательства Ивановской области. 2006. № 15 (297).
2. О знаках отличия в сфере образования и науки: приказ Минобрнауки России от 6.10.2004 г. № 84 // Бюллетень Минобрнауки России. 2004. № 12.
3. О почётной грамоте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: утв. Приказом Рособрнадзора от 24.05.2005 г. № 1310 // Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень. 2005. № 21.
Егор Трофимов, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права