Почетное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР"
Заслуженный лётчик-испытатель СССР — почётное звание, присваиваемое лётчикам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.
Присваивался Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР. Лицам, удостоенным звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца, носимый на правой стороне груди, над орденами СССР (при их наличии).
История появления
В 1957 году впервые большая группа лётчиков-испытателей авиапромышленности (17 человек, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957) и Военно-Воздушных Сил (12 человек, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957) была удостоена звания Героев Советского Союза. На приёме в Кремле при вручении Золотых Звёзд в ноябре 1957 года награждёнными был поднят вопрос о том, что большинство испытателей, отработав на этой опасной работе не один десяток лет, уходит на пенсию, не имея ни одной награды за свою работу. В ответ руководством страны было предложено подготовить предложения для устранения этого недостатка. Вскоре в Правительство на рассмотрение был представлен проект об учреждении почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель» и «Заслуженный штурман-испытатель», который получил поддержку руководства страны.
Тогда же был объявлен конкурс на лучший эскиз нагрудного знака к этим званиям. В конкурсе победил лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Аркадий Павлович Богородский. На разработанной им эмблеме знака был изображён самолёт Ла-250, испытания которого он проводил в то время.
Уже летом 1958 года все вопросы о новых званиях были окончательны согласованы и вскоре в печати появился соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1958 г.
- Установить почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
- Почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР летчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области испытаний и исследований новой авиационной техники.
- Утвердить Положение о почетных званиях «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» и описания нагрудных знаков «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
Положение о почетных звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" и "Заслуженный штурман-испытатель СССР"
- Почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР летчикам-испытателям 1 класса и штурманам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области летных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу отечественной авиации.
- Присвоение почетных званий «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» производится по представлению Министра авиационной промышленности СССР или Министра обороны СССР.
- Лицам, удостоенным звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» или «Заслуженный штурман-испытатель СССР», вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР и нагрудный знак установленного образца.
- Нагрудные знаки «Заслуженный летчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР» носятся на правой стороне груди и при наличии у лиц, удостоенных указанных почетных званий, орденов СССР размещаются над ними.
- Лишение звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР» или "Заслуженный штурман-испытатель СССР» может быть произведено только Президиумом Верховного Совета СССР. С представлением о лишении указанных званий могут войти в Президиум Верховного Совета СССР суд или соответственно Министр авиационной промышленности СССР или Министр обороны СССР.
Описание нагрудного знака "Заслуженный летчик-испытатель СССР"
(В редакции Указа от 5 сентября 1960 г.— ведомости Верховного Совета СССР, 1960 г., № 36, ст. 337)
Знак «Заслуженный летчик-испытатель СССР» представляет собой посеребренный многоугольник шириной 27 мм, высотой 23 мм с выпуклой окантовкой. В левом верхнем углу расположена выпуклая надпись «Заслуженный летчик-испытатель», в правом нижнем углу - лавровая ветвь. В центре знака внизу расположены выпуклые буквы «СССР». На основе знака слева вверх по диагонали укреплено позолоченное изображение реактивного самолета. Знак посредством кольца и звена соединяется с посеребренной колодкой, имеющей по бокам выемку. Вдоль основания колодки идут прорези. Внутренняя часть колодки покрыта голубой муаровой лентой. Колодка имеет на оборотной стороне нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.
История присвоения звания
Первый Указ о присвоении почётного звания состоялся 17 февраля 1959 года. Звание тогда получили 10 лётчиков-испытателей авиапромышленности:
- Анохин Сергей Николаевич (ЛИИ)
- Галицкий Борис Карпович (авиазавод № 23)
- Галлай Марк Лазаревич (ОКБ В. М. Мясищева)
- Коккинаки Владимир Константинович (ОКБ С. В. Ильюшина)
- Кочетков Андрей Григорьевич (ОКБ С. А. Лавочкина)
- Нюхтиков Михаил Александрович (ОКБ А. Н. Туполева)
- Опадчий Фёдор Фёдорович (ОКБ В. М. Мясищева)
Рыбко Николай Степанович (ОКБ А. Н. Туполева)
Седов Григорий Александрович (ОКБ «МиГ»)
- Шиянов Георгий Михайлович (ЛИИ).
Через три месяца, 27 мая 1959 года, заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали трое лётчиков военной приёмки:
- Андреев Сергей Макарович (авиазавод № 30)
- Шалаевский Александр Николаевич (авиазавод № 30)
- Шульгин Василий Митрофанович (авиазавод № 23)
Ещё через четыре месяца, 7 октября 1959 года, почётные звания получили 6 лётчиков и 3 штурмана из ГК НИИ ВВС.
Среди них была одна женщина — лётчик-испытатель Нина Ивановна Русакова. Она стала единственной женщиной, удостоенной этого звания.
По негласному правилу, звания присваивались только действующим испытателям. Однако уже в первом Указе было допущено отступление от этого правила — звание получил Николай Степанович Рыбко, уже пять лет не летавший вследствие увечий, полученных в автомобильной аварии. Однако его вклад в отечественную авиацию был так велик, что ни у кого не возникло никаких сомнений в правомочности данного награждения.
Примечательно, что Указы о присвоении званий не публиковались в печати. Но были и исключения. Был опубликован Указ от 20 сентября 1960 года, а также все Указы о награждении военных испытателей с 7 октября 1959 года по 14 августа 1975 года включительно. Начиная с 1976 года, все Указы о присвоении званий (и военным, и гражданским испытателям) не публиковались.
Последний Указ о присвоении звания вышел за неделю до распада Советского Союза — 18 декабря 1991 года. В нём были фамилии 16 лётчиков:
- Архипенко Владимир Васильевич
- Баскаков Виталий Данилович
Ваняшин Владимир Григорьевич
Воробьёв Феликс Михайлович
Ивченко Юрий Григорьевич
Котович Владислав Николаевич
Кочетков Павел Фёдорович
Мазурин Александр Ефимович
Максименков Владимир Борисович
Провалов Геннадий Вадимович
Пугачёв Виктор Георгиевич
Ревунов Евгений Георгиевич
Родионов Олег Александрович
Садкин Николай Ефимович
Свиридов Василий Игнатьевич
Тарасов Юрий Александрович
Всего заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали 419 человек (из них: 274 — испытатели авиапромышленности, а 145 — военные испытатели).
Среди заслуженных лётчиков-испытателей СССР: 3 дважды Героя Советского Союза, 97 Героев Советского Союза, 23 Героя Российской Федерации, 2 Героя Украины и один Национальный Герой Казахстана