Ветеран труда «ЧТЗ им. В.И. Ленина»
Значок
«ЧТЗ им. В.И. Ленина» - Челябинский тракторный завод.
Челябинский тракторный завод (до 6 октября 1941 — Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина, до 20 июня 1958 — Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске) — машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции, ныне ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак».
29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале.
1 июня 1933 года из заводских ворот Челябинского тракторного завода им. И. В. Сталина вышли первые гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. 20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем.
В 1940 году начаты работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ вместе с семью передислоцированными в город предприятиями, представлял собой танковый комбинат, получивший неофициальное прозвище «Танкоград». Сюда были эвакуированы основные мощности Харьковского моторного завода и Ленинградского Кировского завода, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске». «Танкоградом» было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.
5 августа 1944 года ЧТЗ награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии, в тот же день ЧТЗ награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок. 30 апреля 1945 года Завод награжден вторым Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей. 18 июля 1945 года ЧТЗ награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.
В 1946 году начат выпуск трактора "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: так при строительстве Волго-Донского судоходного канала более половины земляных работ выполнено этими тракторами. Машины ЧТЗ широко использовались при распашке целинных и залежных земель.
20 июня 1958 года заводу возвращено имя Челябинский тракторный завод.
В 1961 году запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. В 1963 году с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.
В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата коренная реконструкция и техническое перевооружение ЧТЗ для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
22 января 1971 года Завод награжден Орденом Ленина за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию производства мощных гусеничных тракторов.
В ноябре 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».
В мае 1983 года ЧТЗ награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.
3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ.
В 1988 году ЧТЗ приступил к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.
1998 год - банкротство, реорганизация, появление нового предприятия: ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Награды, нагрудные знаки и наградные значки наградной системы Челябинского тракторного завода