Ветеран завода «1 ГПЗ»
Значок
Первый Государственный подшипниковый завод (1-й ГПЗ), ныне - ОАО "Московский подшипник" «1 ГПЗ».
14 марта 1929 г. Высший совет народного хозяйства страны принимает решение о строительстве в Москве подшипникового завода. Проект строительства был подготовлен в партнерстве с итальянскими конструкторами. 10 сентября 1930 г. на окраине Москвы в районе Кожухово состоялась закладка первого камня в фундамент завода.
В марте 1932 - 1-й Государственный подшипниковый завод «1 ГПЗ» (ныне - ОАО "Московский подшипник") произвел первую продукцию, а в октябре 1932 года строительство завода было закончено.
Первая партия подшипников с завода была направлена Сталинградскому тракторному заводу.
К 1936 году 1-ГПЗ в 1,5 раза перекрыл проектную мощность и стал одним из крупнейших в мире подшипниковых заводов.
В годы Отечественной войны на базе 1-ГПЗ были созданы крупные подшипниковые заводы на востоке страны: в Куйбышеве – ГПЗ-4, в Саратове – 3-ГПЗ, в Томске – ГПЗ-5, в Свердловске – 6-ГПЗ.
В 1956 году на заводе впервые в мире вступил в строй автоматический цех по выпуску массовых типов подшипников.
К концу 1963 года на заводе был пущен в эксплуатацию второй автоматический цех по выпуску карданных подшипников, построен крупнейший автоматический цех №3 роликовых конических подшипников, приступил к выпуску продукции новый цех прецизионных подшипников. Уровень автоматизации производства на заводе достиг 66 процентов.
В лучшие годы советской власти 1-ГПЗ выпускал 124 млн подшипников. На заводе работало более 25 тысяч рабочих.