Почетный ветеран «ЦКБ», 25 лет
Фрачный знак
ЦКБ - Центральное Конструкторское Бюро Машиностроения ЦКБМ, ныне ОАО ВПК „НПО машиностроения“.
Знак "Почетный ветеран" «ЦКБ», 25 лет, учрежден в начале 1980-х годов , вручался работникам НПО машиностроения.
В сентябре 1944 года формируется КБ завода №51 (бывший завод авиационного КБ Н. Н. Поликарпова) под руководством В.Н. Челомея для создания аналога ФАУ-1 ракеты под индексом 10Х. Крылатые ракеты 16Х и 10ХН разработанные КБ №51 военными не был принят, и в 1953 году ОКБ-51 с опытным заводом были переданы в ОКБ-155 А.И. Микояна как филиал.
В 1954 году организована Специальная конструкторская группа СКГ-10 по созданию морских крылатых ракет во главе с В.Н. Челомеем (на территории двигателестроительного завода № 500 в подмосковном Тушино).
В августе 1955 года СКГ-10 преобразована в Союзное ОКБ-52 МАП (на базе Реутовского механического завода и НИИ-642) с перебазированием в город Реутов для создания противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) со складным крылом. В соответствии с приказом МАП от 6 ноября 1957 года, ОКБ-52 и НИИ-642 объединяются и преобразовываются в НИИ-642. В марте 1957 года состоялся первый пуск ракеты П-5, а в июне 1959 года ракета была принята на вооружение.
В 1956 году ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей П-6 и П-35. После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 в июне 1964 года был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота. Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок.
В 1958 году НИИ-642 ликвидируется, и становится филиалом №2 ОКБ-52 по разработке систем управления крылатых ракет.
В 1960 году в состав ОКБ-52 включают ОКБ-23 В.М. Мясищева в качестве филевского филиал №1 (впоследствии КБ «Салют» ГКНПЦ им. Хруничева), с 1962 по 1964 год ОКБ-301 МАП (ныне "НПО им. Лавочкина"), также входило в ОКБ-52 в качестве филиала №3. В 1961 году в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по проектированию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты, получившей обозначение УР-500. Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. 29 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании новой ракеты. Опыт ОКБ-23 в разработке проектов воздушно-космических аппаратов ВКА-23 и ПКА позволил быстро разработать ряд проектов маневрирующих спускаемых аппаратов, в том числе ракетоплана "Р". Первые спутники ОКБ-52 "Полет-1" (1963) и "Полет-2" (1964) уже умели менять орбиты.
В 1966 году ОКБ-52 переименовывают в ЦКБ машиностроения (ЦКБМ) которое продолжает работать как над ПКР П-70 "Аметист", П-25, П-120 "Малахит", П-500 "Базальт", П-700 "Гранит", МБР УР-100УТТХ, УР-100К, УР-100У, УР-100Н, так и над ракетами-носителями УР-500К, космическими аппаратами ИС, ИС-М, УС, "Алмаз".
В 1983 году ЦКБМ переименовывается в "НПО машиностроения", а с 1990 года в ФГУП «НПО машиностроения». В 2002 году в состав НПО входили: ЦКБМ, Опытный завод машиностроения, КБ «Орион», проектно-строительный комплекс
С февраля 2007 — ОАО «ВПК „НПО машиностроения“.