Ветеран труда «НАМИ»
Значок
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», ныне ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» — ведущая научная организация России в области развития автомобилестроения.
Институт образован 14 марта 1920 года на базе Научной автомобильной лаборатории (НАЛ) при научно-техническом отделе ВСНХ, которая была создана 16 октября 1918 года. Постановлением ВСНХ СССР от 7 февраля 1931 года НАМИ преобразован в Научный автотракторный институт "НАТИ". Приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР от 25 марта 1935 года, после объединения с Государственным институтом проектирования заводов автотракторной промышленности "Гипровато" институт стал называться Научно-экспериментальный и проектный институт автотракторной промышленности "НАТИ". Приказом Наркомата среднего машиностроения СССР от 14 июля 1939 года переименован в Государственный союзный научно-исследовательский и экспериментальный автотракторный институт "НАТИ".
В 1940 году институт "НАТИ" награждён орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся успехи в подъеме сельского хозяйства и за перевыполнение показателей ВСХВ».
В 1941 - 1942 годах институт находился в эвакуации в городе Мелекессе Ульяновской области.
Приказом Наркомата автомобильной промышленности СССР от 21 февраля 1946 года преобразован в Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ". Приказом Главниипроекта при Госплане СССР от 10 августа 1957 года переименован в Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ".
Институт имел Калужский и Ленинградский филиалы и Центральный научно-исследовательский автомобильный полигон на правах филиала.
В 20-30 годы на производство были поставлены разработанные в НАМИ первые в стране легковые автомобили НАМИ-1 и НАМИ-2, в предвоенные годы – завоевавшие широкую известность гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, первые отечественные троллейбусы, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов. В 40-е годы в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трехосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6- цилиндровыми дизелями.
В предвоенные годы разработаны проекты автомобилей работающие на газогенераторных установках. Установка НАТИ-П4, работающая на древесных чурках выпускалась на заводе «Свет шахтера». Конструкция Г-14 легла в основу автомобиля ГАЗ-42, выпущенного в 1939-1946 годах в количестве около 34 тысяч штук. ГАЗ-43 оснащался установкой Г-21, работающей на древесном угле. В 1937 году была спроектирована установка Г-ЗА, работающая на буром угле. В 1939-1944 годах в количестве более 15 тысяч был выпущен газогенераторный ЗИС-21. Автомобиль с установкой Г-23 на древесном угле выпускался как ЗИС-31.
В 1932 году созданы опытные транспортные трактора «Комсомолец» типа А и Б. В 1936-1937 годах НАТИ разработан транспортный трактор С-2 «СТАЛИНЕЦ».
Во время войны завод опытных конструкций «НАТИ» полностью перешел на выпуск военной продукции. Литейный цех начал производить корпуса ручных гранат Ф-1 ( «лимонки»).
В сентябре 1941 года Совет Обороны поручил НАТИ принять участие в создании реактивной артиллерии на базе транспортного трактора СТЗ-5.
В 50-е годы в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6- и 8- цилиндровые дизели НАМИ-019, послужившие прототипами выпускающихся Ярославским моторным заводом дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В начале 60-х годов были поставлены на производство разработанные в НАМИ бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и «Икарус».