Ветеран труда АЗЛК
Значок, тип №1
АЗЛК - Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, основан как автосборочный завод в 1929 году в Москве.
В феврале 1928 года Совнарком СССР принял постановление о проектировании автосборочного завода в Москве.
В мая 1929 года было подписано соглашение между ВСНХ СССР и Фордом о строительстве автозавода полного цикла по производству автомобилей в Нижнем Новгороде и автосборочного завода в Москве.
В августе 1929 года началось строительство автомобильного завода в Москве, которое было объявлено ударной стройкой.
Главный заводской корпус был завершен в 15 мае 1930 года, а 6 ноября Автосборочный завод вступил в число действующих предприятий СССР.
26 декабря 1930 года Постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве». (КИМ - Коммунистический Интернационал Молодежи)
В 1932 году КИМ начал производство двигателей для комбайнов завода "Коммунар", в том же году завод начал сборку грузовых автомобилей «ГАЗ-АА» из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом.
В августе 1933 года Автосбосрочный завод им. КИМ стал филиалом Горьковского автозавода и полностью перешёл на выпуск «ГАЗ-АА».
В 1935-1937-х годах была проведена реконструкция завода для увеличения производства до 60 тыс. автомобилей в год, а также освоение выпуска модернизированной "полуторки" ГАЗ-АА.
В январе 1939 года Приказом Наркома Машиностроения СССР №44 Московский автосборочный завод имени КИМ с 1 февраля 1939 года выделяется из состава Горьковского автозавода и включается в систему Глававтопрома как самостоятельное предприятие с наименованием "Московский автомобильный завод имени КИМ".
В марте 1939 года вышел приказ Экономсовета при СНК СССР №197 "О производстве малолитражных автомобилей", которым предусматривалась реконструкция автозавода имени КИМ для выпуска 50 тыс. малолитражных автомобилей в год.
В июле 1941 года завод прекращает выпуск автомобилей и осваивает производство корпусов реактивных снарядов калибра 132 мм для установок залпового огня "БМ-13" ("Катюша").
В октябре 1941 года завод эвакуирован в Свердловск, объединен с танковым заводом №37 имени Серго Орджоникидзе и с декабря 1941 года приступил к выпуску танков и снарядов для авиационных пушек.
В цехах в Москве был создан завод №39 Танковой промышленности для ремонта танковых двигателей.
В апреле 1944 года ГКО СССР принял Постановление №6515 "О создании Московского завода "Автозапчастей" в составе Наркомата Среднего Машиностроения СССР для производства запасных частей к автомобилям поставляемых по Ленд-лизу.
В мае 1945 года было принято решение о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей «Москвич» и о наименовании завода «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).
В 1947 году начался серийный выпуск легковых автомобилей «Москвич-400» и московский автомобильный завод перешел на производство автомобилей собственной конструкции.
В 1966 году за досрочное выполнение заданий семилетнего плана, успешную разработку конструкций новых машин и совершенствование технологии производства Указом Президиума Верховного Совета СССР МЗМА был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В октябре 1968 года приказом Минавтопрома СССР №290 в связи с 50-летием ВЛКСМ МЗМА был переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).
В сентябре 1971 года приказом Минавтопрома СССР №298 организовано автомобильное производственное объединение "Москвич" ("Авто-Москвич"), в составе: АЗЛК, Московского завода автомобильных приборов "Мосавтоприбор" и завода автомобильных запчастей (филиал АЗЛК в г. Кинешма), в 1976 году добавлен Лихославский радиаторный завод.
25 декабря 1974 года приказом Министра автомобильной промышленности СССР № 310 введено новое название завода: "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола" (Производственное объединение "Москвич").
В декабре 1975 года за досрочное выполнение заданий девятого пятилетнего плана и успешное осуществление работ по наращиванию производственных мощностей АЗЛК был награжден орденом Октябрьской Революции.
За период своей деятельности АЗЛК произвел более 5 мил. автомобилей различной модификации.
Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) ликвидирован в 2010 году.
Территориально был расположен на территории современного Юго-Восточного АО Москвы, вблизи станции метро «Текстильщики».