Ветеран труда ЗИЛ
Знак, тип №1
ЗИЛ - Завод имени И.А. Лихачева, ныне - Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ).
2 августа 1916 г. в Тюфелевой роще состоялась закладка автомобильного завода (АМО), который к марту 1917 года. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ". Завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и Ко».
15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совнаркома от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью РСФСР.
17 февраля 1919 года АМО, в числе других недостроенных автомобильных заводов, вошёл в состав образованного постановлением ВСНХ Автотреста, а в марте 1921 года — в состав Центрального управления государственными автомобильными заводами (ЦУГАЗ).
В 1919—1923 годы завод АМО занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов.
30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года.
В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод.
В марте 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15, в 1925 году изготовили 113 машин, в 1926 году — уже 342 автомобиля.
В 1930 году была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска первого в СССР конвейера он был переименован в АМО-3.
После модернизации в 1933 году грузовик был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения коренной реконструкции автозавода грузовик пошёл в серию.
В 1931 году заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС).
Осенью 1941 года значительное количество сотрудников и оборудования было эвакуированно в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 года завод был подготовлен к уничтожению и не работал. С июня 1942 года возобновил конвейерную сборку военных грузовиков ЗИС-5В, полугусеничных тягачей ЗИС-22, ЗИС-42. Паралельно выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды). За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С.
В июне 1942 года ЗИС был награждён первым Орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения.
В ноябре 1949 года завод награждён вторым Орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.
С 1947 по 1957 год завод выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150, разработка которого начиналась до войны.
В 1956 году заводу присваивается имя "Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ)".
С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130.
13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.
В 1971 году завод награждён третьим Орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
В 1975 году завод награждён Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.
23 сентября 1992 г. ПО ЗИЛ было приватизировано и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ".
Награды, нагрудные знаки и наградные значки наградной системы ЗИЛ