Ветеран труда «КМПО»
Значок
Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) — одно из крупнейших в России предприятий авиационной промышленности.
В 1932 году решением Совнарокома СССР в Казани началось строительство "Казмаша".
В 1934 году завод получил название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе», завод производит моторы воздушного охлаждения М-11 для самолетов У-2.
В 1935 году приказом Главного управления авиационной промышленности Гипроавиапрому начлось проектирование Самолетно-моторного комбината №1214-27 на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (завод №124).
В 1937 году произошло разделение моторного и самолетного заводов на авиамоторный завод №27 и завод №124 имени Серго Орджоникидзе.
В 1940 году на заводе №27 началось освоение производства моторов ВК-105 конструкции В. Я. Климова для пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Осенью 1941 года на территорию завода №27 были эвакуированы Воронежский моторный завод №16, Московский моторный завод №82 и Московский агрегатно-моторный завод №219. Объединённое предприятие получило название «Завод №16».
В годы войны «Завод №16» выпускал моторы ВК-105 различных модификаций, в период с 1941 по 1946 годы было собрано 18 126 моторов.
Во время войны в Особом конструкторском бюро двигателей (КБ 4-го Спецотдела НКВД) работали С. П. Королёв и В. П. Глушко. Глушко с 1940 года возглавлял данное бюро. Королев был зам. главного конструктора по летным испытаниям.
В 1945 году за образцовое выполнение правительственных заданий завод №16 был награждён орденом Ленина.
В 1948 году началось прозводство двигателя РД-500С конструкции В. М. Яковлева для истребителя Як-23.
В 1951 году был налажен выпуск турбореактивного двигателя АМ-3 конструкции А.А. Микулина для дальнего тяжёлого бомбардировщика Ту-16.
В 1952 году организовано производство двигателя РД-3М-500 конструкции А. А. Микулина для Ту-16 и создания на его базе первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104.
В 1961 году завод перешёл на выпуск двигателей конструкции Н. Д. Кузнецова: НК-8-4 — для пассажирского дальнемагистрального самолёта Ил-62, с 1969 г. — НК-8-2У — для самолёта средней дальности Ту-154Б, с 1980 г. — НК-86 для Ил-86
В 1969 г. был построен филиал завода в городе Буинск под производство товаров народного потребления и техники сельскохозяйственного назначения. В 1976 г. он был преобразован в Буинский машиностроительный завод.
В 1976 году на базе головного завода в Казани и филиала (Буинск) было образовано «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО).
С 1982 года начался серийный выпуск газотурбинного двигателя наземного применения НК-16СТ, спроектированного на базе двигателя НК-8 для строительства магистрального газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород».
В 1983 году за заслуги в создании и освоении производства новой авиационной техники предприятие награждено орденом Октябрьской Революции.
В 1985 году запущен филиал КМПО — Зеленодольский машиностроительный завод.
В 1994 году КМПО преобразовано в ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».