Почетный ветеран труда САЗ
САЗ - авиастроительный завод в Саратове, функционировал до 2011 года, производил самолёты ОКБ Яковлева — Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолёты с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, а также самолёты и вертолёты других КБ.
В октябре 1938 года на с аэродрома завода взлетел первый самолёт — скоростной разведчик Р-10.
В июле 1939 года совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая в СССР машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/час.
С 1940 года – Государственный Союзный завод №292 НКАП.
В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного авиаконструктором А.С. Яковлевым истребителя ЯК-1. В октябре 1940 первые три самолёта ЯК-1 поднялись в воздух.
В 1941 году на территорию завода эвакуированы заводы №165 НКАП, №167 НКАП и часть завода №115 НКАП.
За высокие производственные показатели Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1942 года завод был награжден орденом Ленина.
23 июня 1943 года немецкие бомбардировщики в ходе ночного налёта сбросили на завод свыше 100 фугасных бомб весом 500—1000 кг, что привело к разрушению 70% производственных площадей завода и уничтожению 60% оборудования, сгорело 10 цехов и 23 железнодорожных вагона с сырьём.
В период Великой Отечественной войны Саратовский авиционный завод выпустил более 10 000 самолетов ЯК-1 и ЯК-3.
За весомый вклад в Победу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02 июля 1945 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.
30 апреля 1949 года завод испытал первый реактивный истребитель конструкции С. А. Лавочкина Ла-15.
28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции ОКБ-4 Миля прошёл контрольные заводские испытания, а с декабря того же года завод приступил к серийному производству этого вертолёта.
В 1956 году на авиационном заводе №292 производится зенитная управляемая ракета 11Д (B-750B) разработанная в МКБ «Факел», входившая в состав первого передвижного ЗРК С-75, которым был сбит самолет-шпион "U-2" под управлением Ф. Пауэрса над Свердловском.
В октябре 1966 года на основании приказа Министра авиационной промышленности №175, завод переименован в Саратовский авиационный завод МАП СССР (предприятие п/я В-8122).
С 1967 года Саратовский авиационный завод (САЗ) начал выпускать пассажирский самолёт Як-40, а с 1978 — Як-42 (совместно с Смоленским авиазаводом). За период 1967—1981 было выпущено 1011 самолётов Як-40. В конце 1970-х завод производил ежегодно около 100 самолётов Як-40, в начале 1980-х — более 15-ти Як-42. Всего заводом выпущено 172 самолёта Як-42 и Як-42Д.
В период с 1974 по 1989 годы завод выпустил более 200 штурмовиков корабельного базирования Як-38 (первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки).
В январе 1982 года за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники и в связи с 50-летием Саратовский авиационный завод награжден орденом Октябрьской Революции.
С 1991 года – АО «Саратовский авиационный завод».
19 июля 2012 года по решению арбитражного суда Саратовский авиационный завод прекратил свое существование.
За время своего сушествования Саратовский авиационный завод произвел более 17 500 летательных аппаратов различных типов.